#
Время работы
Понедельник-Четверг - 8.30-17.30
Пятница - 08.30-16.00
обеденный перерыв - 13.00-13.42
#
Телефон горячей линии
+375 (152) 75 75 00
#
Электронная почта
csms@csms.grodno.by
#
Для слабовидящих
Русская версия сайта Белорусская версия сайта Английская версия сайта
Республиканское унитарное предприятие «Гродненский центр стандартизации метрологии и сертификации»

Когда фасовщик становится изготовителем продукции?

С тех пор, когда мы начали работать в условиях Таможенного, а ныне Евразийского экономического союза, и в нашу жизнь прочно вошли технические регламенты, произошли существенные изменения не только в законодательстве, но и в нашем сознании, так как в ряде случаев пришлось изменить отношение и переосмыслить годами устоявшиеся понятия, научиться по-новому читать требования, понимать информацию и применять их на практике. К таким случаям относится понимание и использование термина «изготовитель».


Еще со времен Советского Союза в понятие «изготовитель» мы вкладывали какое-то предприятие или его структурное подразделение, например, филиал, производящее продукцию с использованием своих собственных производственных мощностей. Сегодня понятие «изготовитель» определено положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно – Договор, Союз) как юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе иностранный изготовитель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие требованиям технических регламентов Союза.

Из определения понятно, что теперь филиал как структурное подразделение без образования юридического лица или ремесленник как физическое лицо никак не могут позиционировать себя изготовителями продукции. Что касается филиалов, осуществляющих производство и реализацию продукции, то изготовителем такой продукции будет являться юридическое лицо, кому принадлежит филиал, а адрес, по которому расположен филиал, не будет являться адресом изготовителя, а только лишь адресом производства, о чем изготовитель должен четко указать в информации для потребителя.

Положения Договора определяют изготовителя как лицо, от чьего имени осуществляется производство или производство и реализация продукции. Указанную деятельность можно осуществлять как по своей собственной инициативе от своего имени, так и по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя от имени заказчика. Во втором случае с заказчиком составляется договор, в котором определяются производственные процессы и услуги, передаваемые на аутсорсинг, в том числе, могут быть и права на использование логотипов фирмы, товарных знаков и т.п., четко оговаривается ответственность по договору, тем самым определяя изготовителя. При этом может оказаться, что основные производственные мощности находятся не у того, кто заявил себя изготовителем, а у того, кто по договору для изготовителя оказывает услугу. В перечень этих услуг могут входить любые производственные процессы, в том числе, фасование, упаковывание, а также производственный контроль и реализация продукции.

Такое трактование понятия «изготовитель» позаимствовано из мировой практики – во всем мире в маркировке указывается наименование и юридический адрес того лица, от чьего имени продукция выпускается в обращение и кто несет ответственность за ее соответствие, и далеко не всегда будет указан адрес производства и страна происхождения товара. Так, например, покупая товары легкой промышленности или парфюмерно-косметическую продукцию, в маркировке которой указано, что изготовителем является определенная фирма с конкретным адресом, включая страну, допустим, Франция, вовсе не означает, что страной происхождения товара также является Франция. Пошив одежды может быть осуществлен в Китае, а разлив парфюмерной продукции – в России. В маркировке указанной продукции соответствующие технические регламенты Таможенного союза не требуют указания страны происхождения товара и адреса производства, данная информация указывается как дополнительная на усмотрение изготовителя.

А вот, что касается пищевой продукции, информация об адресе производства обязательно указывается в случае, если он отличается от юридического адреса изготовителя. Но и здесь есть подводные камни, так как производство производству – рознь. В соответствии с законодательством нашей страны и Союза, устанавливающем правила определения страны происхождения товара, технологические процессы в зависимости от глубины переработки/обработки определяют порядок отнесения продукции к стране происхождения. Так, например, технологические операции разлива, фасовки, упаковки, смешивания компонентов, помола, резки и др. относятся к производственным, однако, не позволяют отнести продукцию по происхождению к стране, являющейся местом нахождения изготовителя. Нельзя в маркировке молдавского коньяка, разлив которого осуществлялся белорусским предприятием-изготовителем, указывать надпись «Сделано в Республике Беларусь». Страна происхождения такой продукции – Молдова, хотя изготовитель – белорусское предприятие. Таким образом, существует огромная разница, имеющая значение для потребителя, между понятиями «происхождение товара» и «изготовитель(производитель) товара».

Согласно определениям, установленным статьей 4 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», процесс производства (изготовления) пищевой продукции определяется как совокупность или сочетание последовательно выполняемых различных технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции. Частью 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что изготовителем устанавливаются сроки годности и условия хранения пищевой продукции. При этом следует учитывать, что упаковочные материалы и способ упаковывания пищевой продукции могут влиять на сроки годности и условия хранения пищевой продукции, установленные изготовителем. Дата изготовления пищевой продукции согласно статье 2 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» определяется как дата окончания технологического процесса производства пищевой продукции (напомним, что к технологическим процессам относятся фасование и упаковывание).

Частью 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 также установлены общие требования к указанию в маркировке наименования и места нахождения изготовителя пищевой продукции, уполномоченного изготовителем лица, импортера. В соответствии с пунктом 5 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 продукты, упакованные не в месте их изготовления, должны содержать предусмотренную пунктом 1 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом данное требование не распространяется на случаи упаковывания пищевой продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда организация, закупившая пищевую продукцию, например, крупу в транспортной упаковке (мешках), осуществляет ее расфасовку в потребительскую упаковку и дальнейшую реализацию продукта. Кого считать изготовителем крупы в потребительской упаковке? Ответа здесь два: изготовителем может быть как поставщик, так и фасовщик – все зависит от условий договора поставки.

Если это простой договор купли-продажи (как это чаще всего бывает на практике), то фасование является производственной деятельностью фасовщика по своей инициативе, и фасовщик в данном случае становится изготовителем продукции. И как изготовитель он должен в первую очередь установить технические требования к своей продукции, в том числе, по упаковке, маркировке, срокам годности и условиям хранения. Наиболее удобная форма для определения технических требований к продукции – использование с соответствующей областью распространения действующего в Республике Беларусь государственного стандарта либо разработка собственных или приобретение у другого лица технических условий на продукцию. В этом случае фасованная продукция маркируется стандартом или ТУ, которые выбрал для своего производства фасовщик (изготовитель), для которого продукция в мешках является сырьем, а готовым продуктом, выпускаемым в обращение, - крупа в потребительской упаковке. При этом в маркировке фасованной крупы фасовщик не обязан указывать страну происхождения крупы и фирму-поставщика, нанесение этой информации – на усмотрение изготовителя-фасовщика.

Изготовителем фасованной в потребительскую упаковку крупы может быть и поставщик. В таком случае между поставщиком и фасовщиком должен быть не просто договор купли-продажи, а договор на оказание услуг, по которому поставщик, оставаясь изготовителем крупы и после фасования, отдает на аутсорсинг фасовщику часть технологических операций, а также производственный, в том числе, приемочный контроль и реализацию. При этом, помня о том, что только изготовитель устанавливает технические требования к продукции, включая сроки годности и условия хранения, поставщик должен по договору предоставить документацию фасовщику, содержащую данные технические требования, а также наделить фасовщика полномочиями принимать от имени изготовителя декларацию о соответствии на серийный выпуск продукции. В противном случае фасовщик, не являясь уполномоченным изготовителем лицом, может принимать декларацию о соответствии только на партию продукции. В маркировке продукции, фасованной по договору на оказание услуг, будут указаны как реквизиты изготовителя (он же поставщик крупы в мешках), так и реквизиты фасовщика, как того требует пункт 1 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011.

01-07-2020